Философия космизма в творчестве Ивана Ефремова

Иван Ефремов – крупнейший представитель русского космизма. Это человек ломоносовского типа, сделавший себя сам и сумевший найти единственно верную линию жизни между крайне противоречивыми и драматическими обстоятельствами, разворачивавшимися в нашей стране.

Немногим известно, что Иван Антонович Ефремов, известный советский писатель-фантаст, является крупнейшим представителем такого многогранного направления как русский космизм. Оригинальные идеи космизма ученый и писатель развивал через свои литературные труды.

Источники же и составные части мировоззрения И.А. Ефремова многообразны, при этом они стягиваются в единую точку, проходя сквозь призму его духа. Это – писатели-романтики: Хаггард, Грин, Паустовский; социал-утопическая мысль Чернышевского и Энгельса; русская биология Л.С. Берга с его идеями о номогенезе; исследования культов матриархата; гуманистическая психология Роджерса и Фромма и воззрения Юнга; русский космизм В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и К.Э. Циолковского; индийская философия; философская система Живой Этики. Изначальная особенность ефремовского мышления – практическая диалектика. Соответственно, специфическое внимание к феномену времени и поискам меры. Мера – краеугольное понятие для Ефремова.

Двигаясь в фарватере идей русского космизма, Ефремов расширял и углублял их. Антропоцентризм прежней науки он отвергал, а космизм его был максимально очеловечен. Можно назвать это антропокосмизмом и ноосферным коммунизмом.