Историко-революционная тема в советском кинематографе разных периодов

Первые агитфильмы вышли в СССР в 20-х годах. С них началось развитие историко-революционной темы в кинематографе страны. Во второй половине 1920-х гг. экранное воплощение этой темы, соответствовавшее тому высокому эстетическому уровню, которого достигло позднее немое кино, было связано с творчеством Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина и других советских режиссеров-киноавангардистов. Однако в 1930-е годы, когда в кино пришёл звук, и жанро-повествовательные формы более понятные «массовому» зрителю, чем киноавангард, стали доминировать, стиль воплощения темы Гражданской войны и революции сильно изменился. Так возникла «киномифология»: система художественных законов и правил, которые современники связывали с методом социалистического реализма, и по которой выстраивали сюжет и рисовали образы героев.

«Киномифологический» период советского кинематографа, хронологически и идеологически совпавший со сталинской эпохой, закончился во второй половине 1950-х, когда началась Хрущевская оттепель. Именно с этой новой эпохой связана самая плодотворная эпоха в развитии историко-революционной темы, давшая такие выдающиеся фильмы, как «Жестокость», «В огне брода нет», «Комиссар», «Служили два товарища», «Гори, гори, моя звезда».

Финал развития историко-революционной темы в советском кинематографе – это слияние её с приключенческим жанром, в результате которого в 1970-е годы родилось направление кино под названием «истерн», по аналогии с американским вестерном.

Лекция будет посвящена эволюции стилей и персонажей, свойственных историко-революционному кино, которое было важным направлением советского кинематографа на протяжении всех 70-ти лет его существования.