Курс «Протестантизм и модернизация: проблемы и история». Лекция 6. «Как Реформация создала гражданское общество и государство-Левиафан»

«Война всех против всех», государство как Левиафан – устрашающий безличный механизм, гражданское общество и конфликт интересов, общественный договор – все слышали эти понятия. То, что за этим стоит протестантская традиция, известно не всем.

Испорченность человеческой природы, которую в радикальной форме постулировал Кальвин, не могла, по мысли реформаторов, не иметь отношения и к любым отношениям людей. Человек порочен и зол, и даже если он предызбран ко спасению – он остается крайне несовершенным. Соответственно, необходимо силовое подавление человеческого эгоизма – с одной стороны, и умение согласовывать интересы личностей и групп во избежание взаимного истребления  – с другой. Так родилось новое представление о государстве и его функциях.

Парадоксальны здесь две вещи. Во-первых, констатация одиночества и самостоятельного бытия человека привела к культу коллективного, а не индивидуального управления, причем власть принадлежит не большинству, как в общине, а выделенному меньшинству. Недаром Кальвин лучшей формой правления считал аристократию. Место монарха заняла «республика избранных» - по аналогии с церковным управлением – пресвитериями у кальвинистов. Во-вторых,  Кальвин и его первые последователи провозгласили теснейшую связь церкви и государства – а буквально век спустя в Новой Англии у их наследников появилась идея о том, что государство – независимая корпорация, не обязанная подчиняться правилам каких бы то ни было иных корпораций, включая церковь.

О том, как Реформация создала современное западное государство и гражданское общество. можно узнать на лекции Оксаны Куропаткиной, кандидата культурологии и старшего научного сотрудника Центра изучения и развития межкультурных отношений.

В рамках курса лекций "Протестантизм и модернизация: проблемы и история" мы рассматриваем вопросы изменений, произошедших в обществе и протестантских конфессиях за последние годы и десятилетия. Каждая поднятая тема будет рассматриваться в контексте истории протестантизма - активнейшего двигателя исторических изменений современного "европейского человечества".