Просмотр и обсуждение художественного фильма «ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН»

«Что касается немцев, то перед нами встает психическая проблема, важность которой пока трудно представить, но очертания ее можно различить на примере больных, которых я лечу. Для психолога ясно одно, а именно то, что он не должен следовать широко распространенному сентиментальному разделению на нацистов и противников режима. Все они, сознательно или бессознательно, активно или пассивно, причастны к ужасам; они ничего не знали о том, что происходило, и в то же время знали…» (Карл Густав Юнг. Из интервью 1945 г.).

Проблема коллективной ответственности и коллективной вины целого народа стала активно обсуждаться в Германии сразу после Второй мировой войны. И по сей день она в центре не только исторических и политических дебатов; может быть, даже больший вклад в ее решение внесли немецкая литература, театр и кинематограф.

«Жестяной барабан» — философская кинопритча Фолькера Шлёндорфа по одноимённому роману (1959) лауреата нобелевской премии Гюнтера Грасса. Фильм, снятый 20 лет спустя, вызвал первоначально небывалый скандал (обвинения в детской порнографии, развращении молодежи, искажении немецкой истории). Однако уже в 1979 г. фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Золотая чаша» как лучший немецкий фильм года. Годом позже – премия «Оскар» (лучший фильм на иностранном языке) и премия Лос-Анджелесской ассоциации кинокритиков 1980, наконец, премия «Голубая лента» Японской киноакадемии в категории «Лучший иностранный фильм» (1982). Ныне «Жестяной барабан» Ф. Шлёндорфа считается одним из самых выдающихся фильмов Neuer Deutscher Film, нового немецкого кино (Р. Фассбиндер, В. Вендерс, В. Херцог) в истории мирового кинематографа.

 

Немецкое общество времен Третьего рейха глазами трехлетнего мальчика, который решил больше не расти, чтобы навсегда остаться ребёнком. Абсурдный мир сквозь призму детского сознания бунтующего, но неспособного различить добро и зло.