«Россия, церковь, революция. От 1860-х гг. к 1917-му. Художественные образы эпохи»

В сочетании ключевых слов нашей темы – «Россия, церковь, революция» - кто-то, может быть, увидит сходство со знаменитой финальной строкой мандельштамовского «Декабриста» (написанного, кстати,  в июне 1917 года) – «Россия, Лета, Лорелея!». При всем очевидном их различии это сходство действительно есть: в обоих случаях связь слов внешнему, рациональному истолкованию до конца не поддается, но, несмотря на это – внутренне ощущается.

Попробуем подтвердить ее необычным способом: сопоставив несколько известных картин выдающихся русских художников Саврасова и Левитана, Перова и Репина, Васнецова и Нестерова, Врубеля и Малявина, Лентулова и Малевича... Всех перечислять не будем, чтобы сохранить интригу.

Иногда эта связь будет присутствовать в их работах прямо, иногда косвенно. Самое удивительное: благодаря ей совершенно различные по сюжеты, жанру и художественному строю произведения выстраиваются в некий довольно последовательный ряд ...