Тайный язык тамильских сиддхов

Традиция тамильских сиддхов в последние годы вызывает в России значительный интерес.

К сожалению, большая привлекательность этой темы для интересующихся духовными практиками в сочетании с дефицитом общедоступной достоверной информации и академических исследований приводит к большому числу искажений и нелепых домыслов. Настоящая лекция служит цели отчасти заполнить этот пробел.

Слово сиддха (скр. siddha, там. cittar) означает «достигший совершенства, реализации». Этим термином в средневековой Индии называли тех, кто с помощью духовной практики (sādhana) обрел сверхспособности (siddhi) и достиг бессмертия в собственном теле (jīvanmukti). К движению сиддхов относили по меньшей мере несколько различных религиозных групп в разных частях Индии –  секту натха-сиддхов в Северной Индии; бенгальских буддистских тантриков, известных как махасиддхи; а также традицию тамильских йогов, алхимиков и врачей, известных как тамильские сиддхи.

         В существенно трансформировавшемся виде это направление продолжает жить и в современном штате Тамилнаду на юге Индии, где медицина тамильских сиддхов является одной из официально признанных систем альтернативной медицины (наряду с аюрведой, унани и др.), обучиться которой можно как от наставника-гуру, так и в системе государственного образования. Существует более десятка вузов, выдающих диплом специалиста в области сиддха-медицины, который дает право на официальную врачебную практику.

         Современная сиддха-медицина восходит в синкретичной практике средневековых тамильских сиддхов, включавшей элементы йоги, алхимии и медицины, направленные на достижение сверхзадачи – трансформации собственного бренного тела в «божественное тело» и обретение бессмертия.

         В лекции будут затронуты следующие вопросы:

1)    обзор наследия средневековых тамильских сиддхов и его периодизация;

2)    основные направления, которые можно выделить внутри движения тамильских сиддхов;

3)    краткий анализ концептуального аппарата йогической и алхимической практики тамильских сиддхов;

4)    особенности «тайного языка» тамильских сиддхов, эзотеризм передачи знания в этой традиции и сложности, возникающие при ее изучении;

5)    Концепция телесности у тамильских сиддхов.