«Брахма-сутры» — коренной текст веданты

«Брахма-сутры» (известны также как «Веда́нта-су́тры») наряду с Упанишадами и «Бхагавадгитой» входят в «тройственный канон» (прастханатрая) веданты ("завершение Вед") и систематически излагают её учение.

Став доминирующей религиозно-философской системой (даршаной) в традиции брахманизма и индуизма, веданта одновременно выступает и как завершающий Веды «раздел знания» (джняна-канда), и как учение, выражающее их конечную суть. Если Упанишады являются в веданте основанием священного откровения (шрути-прастхана), а «Бхагавадгита»  — основой памятования традиции (смрити-прастхана), то «Брахма-сутры» выступают основой логико-эпистемологических (ньяя-прастхана)  рассуждений.


Согласно традиции, автором сутр является мудрец Бадараяна, обычно отождествляемый с Вьясой, легендарным составителем целого ряда священных текстов, опирающихся на авторитет Вед. Большинство учёных придерживается мнения, что «Веданта-сутры» были составлены в период со II века до н. э. по II век н. э.


Текст состоит из 555 афоризмов (сутр), состоящих по большей части из двух-трёх слов и разбитых на четыре главы. Первая глава объясняет, что тексты Вед и веданты говорят об Абсолюте (Брахмане), вторая обсуждает и опровергает основные возражения других учений против веданты, третья описывает процесс достижения окончательного освобождения, а четвёртая говорит о благе, которое достигается в освобождении. Это своеобразный «конспект» учения веданты. Понять «Брахма-сутры» без комментариев практически невозможно, поэтому стали так важны классические комментарии к ним, созданные учителями всех значимых течений ортодоксального индуизма. При этом каждый комментатор претендует на то, что его истолкование «Брахма-сутр» является и точкой зрения их автора.


Одним из наиболее ранних и самых влиятельных комментариев является комментарий Шанкары (7—8 вв.), основателя системы недвойственной веданты (адвайта-веданты). Позднейшие комментаторы, давшие собственную интерпретацию «Брахма-сутр», создали новые школы в рамках веданты.


Комментарий «Шри-бхашья» Рамануджи (11—12 вв.), основателя школы вишишта-адвайта ("недвойственность с особенностями") прямо начинается с критики основных положений адвайты Шанкары (знаменитые "семь возражений" Рамануджи). Также в истории веданты интересны и важны комментарии Мадхвы (школа дуалистической веданты), Нимбарки ("двойственно-недвойственная" школа), Валлабхи (школа "чистой  недвойственности") и др. По мнению некоторых учёных, наиболее адекватно и непредвзято значение «Брахма-сутр» изложено в комментариях Бхаскары. Отечественный индолог H. В. Исаева аналогично утверждает, что Бхаскара лучше других прокомментировал сутры Бадараяны.


С текстом «Брахма-сутр» и наиболее яркими идеями основных классических комментариев к ним Вас ознакомит индолог Сергей Лобанов.