Буддизм. Мужчина. Женщина. Размышление 1.

Однажды ближайший ученик Будды Ананда обратился к Учителю: "Господин! Как нам следует вести себя с женщинами?" - "Не смотрите на них, Ананда!". "Но если мы видим их, как поступать?" - "Не разговаривайте, Ананда!". "Но если они начнут разговоры?" - "Тогда, Ананда, пребывайте во внимательности" (Махапариниббана сутта, DN.16). Что это за способ отношений?

Хотя Будда был основателем монашеской религии, он одним из первых провел реформы патриархального уклада, когда дал разрешение на основание женской сангхи, монашеской общины. До этого никто не пересматривал основы гендерного устройства цивилизации Древней Индии.  Кроме Джины Махавиры, основателя джайнизма, да и то, в этой религии считается, что женское монашество ничего не гарантирует для достижения высших целей: все равно нужно будет родиться мужчиной в будущем перерождении.

Женская сангха была создана, хотя с существенными ограничениями в отношении женщин: женщине-монахине (бхиккшуни) нужно соблюдать 311 обетов в отличие 253-х мужчины-монаха (бхиккшу), где введены правила, указывающие на неравенство монахов и монахинь в пользу первых. 

Почему буддизм проводит такую неровную линию внутри монашеской общины? А что можно сказать в отношении семьи, брака, отношений мужчины-мирянина и женщины-мирянки в буддийской традиции?

Почему, наряду с этим, в буддийском тантризме провозглашается взаимное дополнение мужского и женского начал, где исходное неравенство мужского и женского начал оказывается совершенно иным - здесь от неравенства не остается следа?

Посмотрим на эти вопросы через призму буддийских текстов, истории и философии буддизма на встрече-размышлении 13 ноября.