Достоинство человека в исламе

Достоинство человека в исламе удостоверяется прежде всего коранической максимой: «Господь твой сказал ангелам: Я поставлю на земле наместника». Человек ни много, ни мало халиф (наместник) Бога.

Но в то же время он – творение Бога, и в силу этого зависим от Него. Зависим в силу двойной слабости своей природы: онтологической (человек смертен) и нравственной (человек греховен). Онтологическому статусу человека в Коране не придается сколь-либо серьезного значения. Коран сосредоточен преимущественно на его нравственном несовершенстве. Сам по себе, вне послушания и покорности Богу, человек ничтожен, непостоянен, слаб: «истинно, человек сотворен малодушным, колеблющимся». Однако в кораническом игнорировании онтологической природы человека не следует видеть умаление его достоинства. Да, человек слаб, сам по себе несостоятелен. И он должен найти в себе силы признать этот факт. Но однажды признав его и доверив себя Богу, он становится Его избранником, субъектом Его бесконечного милосердия. Признавая свое несовершенство, свою слабость, человек ставит себя на свое место. Всемогущество Бога сделает все остальное. «И полагайся на Всемогущего, который видит тебя», – утверждается в Коране.