Философия буддизма Махаяны: Виджнянавада – учение о "только лишь сознании"

«Что касается трех миров, то они есть не что иное, как только лишь сознание». В этом тезисе из Дашабхумика-сутры утверждается, что наше восприятие реальности ошибочно.

Органы чувств регистрируют факты соприкосновения с объектами, но на самом деле имеют место лишь акты сознания - неуловимого и не находящегося нигде. Философы, разработавшие учение школы виджнянавады (другие названия - йогачара, читтаматра) занялись вопросом об источнике всего сознания. И нашли на него ответ. Существует восемь сознаний, а восьмое представляет собой сокровищницу, в которой хранятся все семена опыта.

Это учение вызвало переворот в философском осмыслении буддизма, потребовались дополнительные изыскания в отношении того, как действует причинность и карма, как объяснить связь живых существ и.т.д. И на все эти вопросы прозвучали ответы в сутрах Махаяны.

Значение виджнянавады - высшей философии в рамках Махаяны - невозможно переоценить. Понять ее, совершить философское усилие, - это уже практика, ведущая к просветлению ("йогачара" означает практику йоги). Разговор об этом - интрига в высшей степени.

В советское время два философа - Александр Моисеевич Пятигорский и Мераб Константинович Мамардашвили встретились в городе Тарту, где вели беседы на эту тему. В 1973! году в сборнике "Труды по знаковым системам" была издана их беседа, которая называлась "Три беседы о метатеории сознания". А ниже (более мелким шрифтом) "Краткое введение в философию виджнянавады". 1973 год. Как партийные лидеры этой эпохи пропустили издание книги, содержавшей введение в высшей степени идеалистическую систему (да еще и с буддийским вкусом) до сих пор не понятно. Видимо, им не хватило знаний, да и слово "виджнянавада" вряд ли было им знакомо.

Попробуем на лекции разобраться в сложнейшем философском построении буддизма Махаяны, используя как можно более понятный язык (насколько это будет возможно).