Град земной и град небесный в средневековом мистицизме Северной Индии и Западной Европы

Средневековые мистики, как индийские (индуистские), так и европейские (христианские), будучи представителями городской цивилизации, помещают в центр своей модели вселенной её "столицу", "град небесный", в котором вечно пребывают Бог и святые.

Планировка этого града является непосредственным отражением одного из земных городов, считающегося его проекцией. На встрече мы совершим виртуальное путешествие в город Айодхья, воспетый многочисленными святыми-поэтами XVI-XX веков как видимое проявление невидимого "царства Рамы", "где деревья плодоносят круглый год, а все горожане исполнены счастья", и сравним его с западноевропейскими христианскими представлениями о "граде небесном".

"Я приветствую священнейший град Айодхью, где родился Шри Рама, а также реку Сараю, способную смыть все грехи века Кали. Снова и снова склоняюсь я перед жителями этого города, наслаждающимися бесконечной преданностью Господу" (Госвами Тулсидас, Шри Рамачаритманаса).