Искусство и религия в современном мире: поиск истины или взаимное недоверие?

Начиная с эпохи светского гуманизма в искусстве проявляется отчетливая тенденция неоднозначного отношения к религии. Представленный религиозный образ часто вызывает споры. Иногда художник побеждает (например, полотна А. Иванова, В. Поленова, Н. Ге, интерпретирующие образ Христа) и его произведение становится классическим. Но так происходит не всегда.

Примеров противостояния религии и искусства множество. В секулярном XX и следующим за ним (пока не понятном) XXI веками конфронтация не уменьшилась, напротив, приобрела резкость. Достаточно вспомнить, какую реакцию вызвали произведения «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, Ж. Саромаго («Евангелие от Иисуса»), К. Еськова («Евангелие от Афрания»), «Код да Винчи» Дэна Брауна», книга «Последнее искушение» Н. Казандзакиса и поставленный на ее основе фильм М.Скорцезе «Последнее искушение Христа», из самых новейших примеров - романтическая опера Р.Вагнера «Тангейзер», в постановке Новосибирской оперы.

Художник не будет художником, если он будет зависеть от сторонних оценок. Религия не будет религией, если она не станет защищать святыню. Закон об оскорблении чувств верующих не будет законом, если не будет охранять права, ради которых он создан. Но кто прав? Этот вопрос чрезвычайно сложен. Попытаемся прояснить его на встрече.