Храм: архитектура, внутреннее убранство, икона. Лекция 3. Крестовокупольный храм.

После огромного храма Св. Софии в Константинополе христианская Византия не возводила подобных церковных зданий.

Однако еще до ее постройки на окраинах империи возникают небольшие церкви с элементами иной внутренней структуры. Получив развитие  и оформившись к VIII - IX в., эта структура дала новое направление храмовому «синтезу искусств».

Купол на четырех опорах – что здесь нового, значительного, символического? Почему около тысячи лет Византия, а за ней – Греция, балканские страны и, наконец, Русь, с завидным упорством держались, в основном, этого, крестовокупольного типа храма, создавая его бесчисленные модификации? На что похож такой храм? Зачем ему «закомары», «прясла», «пилястры»? Есть ли система в заполнении его интерьера мозаиками и фресками? Во что превратилась в нем древняя алтарная преграда? И еще нужно понять, кем себя ощущал в нем человек.