Курс лекций: Протестантизм и модернизация: проблемы и история. Лекция 3. Рационализм, наука и самоанализ: протестантские корни

Как протестантский рационализм «освятил» науку как институт? Откуда заимствована такая идея научного собрания, как конференция? Как изучали реформаторы человеческую душу, и что из этого перешло в массовую культуру?

Рациональная отстраненность, когда изучаешь что-то, от бактерий до самого себя, редко бывает в реальности, но по-прежнему в чести и считается неотъемлемой частью научного мировоззрения. Но наука остается уделом немногих, а вот самоанализ, при котором люди рассматривают себя под микроскопом, давно уже вошел в массовую культуру. Не каждый ходит к психологу, но кому не интересно пройти очередной тест в Интернете?  Откуда корни этих явлений?

Причин можно назвать много, но одна из них – революция в сознании, которую произвела Реформация. Мир перестал быть иерархичным и священным, а стал, задолго до Базарова, просто мастерской, в которой человек – работник, но не сам для себя, а для Бога. Человек – управляющий Бога и обязан с толком управлять природой и обществом, а для этого он должен иметь о них объективное знание. Достигается оно тогда, когда исследователь беспристрастно изучает свой объект, все испытывая и ничему не доверяя на слово. Такой же объект – и собственная душа, которую нужно представить Богу в надлежащем виде.  

О влиянии, которое оказал протестанстский тип рационализма на современную науку и массовую культуру можно узнать на лекции Оксаны Куропаткиной, кандидата культурологии и старшего научного сотрудника Центра изучения и развития межкультурных отношений. 

В рамках курса лекций "Протестантизм и модернизация: проблемы и история" мы рассматриваем вопросы изменений, произошедших в обществе и протестантских конфессиях за последние годы и десятилетия. Каждая поднятая тема будет рассматриваться в контексте истории протестантизма - активнейшего двигателя исторических изменений современного "европейского человечества".