Личность в христианстве: современный взгляд

Христианство в древности сформировало особую категорию, с помощью которой можно было дать характеристику человеку: личность. Прошли века. Что изменилось?

Проблема человека остается центральной и для сознания нашей эпохи. Основная проблема антропологии и есть проблема личности. Человеческая природа полярна. Христианство есть религия Богочеловечества. Проблема человека может быть целостно поставлена и решена лишь в свете идеи Богочеловечества.

Личность — категория духа, а не природы, и не подчинена природе и обществу. Человек представляет собой разрыв в природном мире, и он необъясним из природного мира. Христианство освободило человека от власти космических сил, от духов и демонов природы, подчинило его непосредственно Богу.

Человек есть существо, способное возвыситься над собой, и это возвышение над собой, трансцендирование себя есть творческий акт человека. Именно в творчестве человек преодолевает самого себя, творчество экстатично.

Личность есть боль. Борьба за реализацию личности болезненна. Быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести.

Личность не самодостаточна, она не может довольствоваться собой. Она всегда предполагает существование других личностей, выход из себя в другого.

Личность предполагает жертву, но нельзя пожертвовать личностью. Всякий должен в жертве и через жертву оставаться до конца личностью.

Личность всегда предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание каждого.

Человек не может определить себя только перед жизнью, он должен определить себя и перед смертью. Смерть есть самый важный факт человеческой жизни. Реализация полноты жизни личности связана с победой над смертью. Достоевский открывает Бога как свободу и радость человека, а личность как движение свободы и радости, движение Воскресения.