Неутихающие споры вокруг клонирования человека. На чью сторону стать?

Третья лекция цикла "Читая генетические «скрижали жизни»". Клонирование - острый и важный вопрос, по силе ответственности человечества за такую возможность, сравнимый, разве что, с созданием ядерного оружия.

О клонировании сегодня известно всем. Но всё ли до конца понятно, когда мы размышляем о целях и перспективах клонирования? Почему почти два десятилетия не утихают споры о том, следует ли клонировать не только животных, но и человека?

Термином «клонирование» (от древнегреческого «κλών» — веточка, отпрыск, побег) называют все те процессы, которые позволяют создать точную генетическую копию биологического организма.

История клонирования животных началась вовсе не с овечки Долли, полученной шотландским эмбриологом Яном Вилмутом в 1997 году, как принято думать, а на полвека раньше. В 1948 г. эмбриолог Георгий Лопашов (СССР) впервые в мире осуществил перенос ядра из соматической клетки в яйцеклетку лягушки. Статья об этом открытии была послана в «Журнал общей биологии». Однако в августе 1948 г. состоялась сессия ВАСХНИЛ, на которой была окончательно разгромлена генетика, а лидерство в биологии утвердилось за Т.Лысенко. Статья Лопашова была запрещена к публикации, а самого автора вынудили прекратить исследования.  

Но спустя 30 лет профессор Оксфордского  университета  Дж.Гёрдон, используя метод Г.Лопашова, клонировал полсотни лягушек. И хотя полученные им лягушачьи клоны были  хилыми, с дефектами развития, эта работа породила многолетнюю полемику о возможном клонировании человека.

Вскоре после появления на свет первого клонированного млекопитающего - овцы Долли, президентом США был подписан меморандум, запрещающий использование государственных средств на опыты по клонированию человека. В марте 2005 г. была принята Декларация ООН о клонировании человека, в которой содержится призыв к государствам запретить все формы клонирования людей, поскольку они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни.

Сегодня твердо установлено, что клонирование не позволит создать точную во всех отношениях копию человека, поскольку «короля играет окружение» —  далеко не всё в процессе формирования человеческой личности обусловлено генетикой. Поэтому надеяться на полную идентичность донорской и клонированной личности не стоит. Такая возможность останется лишь на страницах научно-фантастических произведений.  И все же у сторонников клонирования есть немало аргументов в его пользу. Впрочем, как и у их оппонентов. 

А как реагировать на сенсационные заявления, появляющиеся время от времени в СМИ, об успешном клонировании человека? Одна компания даже разместила прейскурант на эту «процедуру». И желающие клонировать умерших родственников или погибших детей буквально выстроились в очередь, по заявлению пресс-секретаря этой сомнительной организации.

А терапевтическое клонирование, в ходе которого планируется получать стволовые клетки для нужд медицины, геронтологии, трансплантологии, косметологии? Откроет ли это путь к выращиванию новых органов взамен больных и старых, излечиванию ныне неизлечимых болезней, продлению жизни, вернет ли молодость и красоту? Или здесь тоже есть свои подводные камни? 

По мнению репродуктологов, клоны людей, несмотря на существующие ныне  правовые запреты, могут появиться уже в ближайшие пятьдесят лет. И это породит немало проблем — этических, социальных, юридических, богословских. Как же следует относиться к возможности  клонирования человека?

Как к удовлетворению научного любопытства, присущего ученым?

Как к прогрессу в области генетики, эмбриологии, медицины?

Как к благу, открывающему невиданные перспективы?

Или как к «играм в Бога»?

Как к «биологической бомбе» отсроченного действия?

Какие опасности подстерегают нас на этом пути?

Эти  и многие  другие вопросы и будут предметом обсуждения