Новые религиозные движения и их непримиримые оппоненты. Лекция 1. Насколько научна гипотеза "промывания мозгов"?

"Тоталитарнрые секты", "деструктивные культы" и.т.п. Всех это пугает. Но сначала звучит зловещее "тоталитарная, деструктивная" - название формирует эмоциональное отношение к явлению. Можем ли мы позволить себе исследование без предварительной оценки?

Именно так исследует светский религиовед. Безоценочность - принципиальная позиция ученого. Мы пытаемся понять явление, его причины, условия возникновения, людей, стоящих у основания религиозного движения. Далее следим за метафизической и теологической мыслью, решениями, конкретными проявлениями активности. Оценивать будем в конце этого пути, причем так: у всех людей и организаций есть положительные и отрицательные мотивы, цели, программы деятельности, поступки. А также нейтральные. Исключений нет. И большие и маленькие, и старые, и новые воплощаемые идеи религиозного или иного характера не обладают никаким природным иммунитетом, исходным совершенством и.т.п. Все они - результат творческой активности человека в религии (идеологии, политике, воспитании, образовании - список можно продолжать).

Мы исследуем Новые религиозные движения как творчество человека и человечества, которое никогда не прекращалось ни в истории, ни на географическом пространстве нашей планеты. Какой же тогда смысл в слове "новые" понятия "новое религиозное движение"?

На встрече 1 марта мы рассмотрим историю формирования понятий "секта", "культ", "новое религиозное движение" и.т.д., в каких условиях они формировались, и это, как ни странно, драматическая история.

Отдельного рассмотрения заслуживает история появления антикультовых движений - непримиримых оппонентов "сект" и "культов", появлении профессии депрограмматора в США и Европе, спорах о том, что человека можно как "зомбировать", подвергнуть "промыванию мозгов", так и "депрограммировать". Есть ли у этой гипотезы научное обоснование? За этим доказательством скрывается еще одна история, в которой было задействовано большое количество ученых, научных организаций, гражданских и уголовных судебных дел.

Этой лекцией открывается цикл о новых религиозных движениях, которые мы будем рассматривать с точки зрения светского академического религиоведения.