Образ мира в буддизме: интерпретация мироустройства в текстах и культовой архитектуре

На лекции мы рассмотрим "карту сансары" согласно ее описанию в буддийском энциклопедическом источнике - "Абхидхармакоше", а также проследим еще одну, эзотерическую и неотделимую от буддийской философии, версию "путешествия" живого существа в пространстве и времени.

В любой религиозной системе создаётся завершённый образ мира. Этот образ имеет отношение к метафизике, это не научное описание вселенной. Однако описание устройства мира крайне важно для верующего, иначе он не будет чувствовать "опору под ногами". И хотя Будда сторонился метафизических вопросов, считая их не полезными для человека, в буддийской традиции постепенно появилась сакральная карта мира- подробные описания божественных небес, устройство холодных и горячих адов в подземелье, жизнь на дальних континентах и островах и многое другое.

Сакральная география стала схематически отражаться и в буддийской архитектуре - ступах и монастырских комплексах.

Но существует еще один способ описания мироустройства, на этот раз не в качестве внешнего объекта, а так, как он представлен изнутри маршрута сознания живого существа. Описание этого маршрута подробно разработано в буддийской доктрине, он носит название Закона зависимого происхождения (Пратитья самутпада).