Подходы к изучению религиозных эмоций

Религия – сфера, сопряженная с яркими эмоциональными переживаниями. Сложно себе представить статьи за оскорбление «профессиональных» или «эстетических чувств», тем не менее, несмотря на неоднозначную реакцию, в 2013 году введена новая редакция статьи 148 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая ответственность за «оскорбление религиозных чувств верующих». Существуют ли специфические переживания, характерные только для религии?

Тема эмоций и религии длительное время занимала по преимуществу теологов, позднее исследовалась в рамках психологии, преимущественно в рамках поисков практического значения религии для «душевного здоровья». Реже к данной теме обращались социальные теоретики, несмотря на то, что специфические эмоции в том или ином виде включали в качестве компонентов религиозного сознания Э.Дюркгейм, Р.Отто, позднее – К.Гирц. С конца ХХ века наблюдается подъем интереса к исследованию социальных аспектов эмоциональной жизни людей. Сфера религии предлагает массу содержательных кейсов, когда эмоция представляется не только, как личное переживание, но и как следование норме – «правилу чувствования» (feeling rule – термин А.Хохшильд). Например, в христианстве, «страсти», как запретные переживания или «религиозный
экстаз» очень по-разному трактуемый в католицизме и православии. Какие перспективы открывает исследование религиозных чувств в социальном контексте? На этот вопрос мы попытаемся ответить совместно со слушателями.