Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами

Кашмирский шиваизм считается самым развитым в философском отношении среди тантрических учений и школ индуизма, однако в отличие от них долгое время оставался чисто локальным явлением с гораздо меньшим числом приверженцев, из-за чего не всегда был "замечаем" и признан вне своего исторического ареала.

В поле зрения исследователей шиваизм Кашмира попадает только на рубеже XIX-XX вв. и в настоящее время является одним из интенсивно изучаемых направлений индийской религиозно-философской традиции. Многие концепты и аспекты кашмирского шиваизма легче понять и оценить в контексте сравнения его с буддизмом и ведантой как наиболее влиятельными и хорошо изученными системами индийской философской мысли. И для подобного сравнительного изучения ценный материал дают философские диспуты этих школ, отраженные в их текстах.

В текстах кашмирского шиваизма (в "Ишвара-пратьябхиджня-вим<wbr />аршини" и
др.) можно найти немало свидетельств о взаимоотношениях и полемике шиваитов с другими школами, прежде всего с последователями веданты и буддистами. Предание этой традиции гласит о том, как мудрец Васугупта (VIII век) призывал помощь самого Шивы, чтобы тот помог ему посрамить в диспуте буддистов, "отрицающих существование Высшего Божественного Субъекта" и реальную природу миропроявления. И, как гласит предание, Шива явил Васугупте "Шива-сутры", ставшие важным коренным священным текстом шиваизма Кашмира. Опираясь на "Шива-сутры", Васугупта "побеждал буддийских философов в диспутах".

Основными пунктами философских споров шиваитов с буддистами и другими соперничающими школами были вопросы реальности или иллюзорности миропроявления, онтологический статус субъекта и функции сознания, а также монистический теизм (адвайта-ишваравада), противопоставляемый "атеизму" буддистов и нетеистическому "абсолютизму" адвайта-веданты. Помимо буддистов и приверженцев веданты соперниками и объектами критики кашмирского шиваизма были также шиваиты дуалистических школ, вишнуиты и джайны.

О том, как проходили подобные диспуты, какие аргументы выдвигали полемизирующие стороны, и как в этой полемике кашмирский шиваизм позиционировал себя в качестве школы "высшей недвойственности" (пара-адвайты) и "конечного синтеза" всех возможных философских подходов, расскажет историк философии, индолог и религиовед Сергей Лобанов.