Размышления о буддийской этике. Сигаловада сутта

Есть в раннем буддийском (Палийском) каноне текст удивительной силы. Сигаловада-сутра (DN.31) - один из редких текстов, в котором Будда обращается к теме этики мирянина.

В тексте много иронии по отношению к привычной (для всех времен) религиозности, и в то же время, Будда говорит о серьезных вещах, определяющих подлинность в человеке. Это отражается даже в способе построения фраз. Например, Будда объясняет порочность склонности к нарушению супружеской верности: (такой человек)... "ходит к женщинам, которые дороги другим как жизнь, общается с низкими людьми, а не со старшими – он убывает, как луна на ущербе".

"Женщины, которые дороги другим как жизнь..." так сейчас уже никто не говорит. А вот фрагмент текста об обязанностях мужа по отношению к жене: "Пятью способами, молодой домохозяин, должен муж служить жене...: быть вежливым с ней, не презирать ее, быть верным ей, делегировать ей полномочия, обеспечивать ее украшениями".

Отношения господ и слуг описаны так, что составители трудовых кодексов могут смело копировать этот текст для гармонизации трудовых отношений.

В Сигаловада-сутте немало моментов, которые составляют основу этики мирян в буддийских странах. На лекции мы коснемся вопросов о том, каковы границы и глубина этического, "должного" поведения как мирян, так и монахов.