«Семь чудес России». Лекция 4: Рай на земле или государство на небе? (Фрески Ферапонтова монастыря)

Всего в трех с половиной часах езды на автобусе от Вологды находится монастырь, известный во всем мире благодаря находящимся в его соборе фрескам Дионисия.

Они были написаны в 1502 г., вскоре после окончательного освобождения Руси от ордынского ига и несостоявшегося, вопреки ожиданиям, конца света в 1492 (по старому счету – 7000-м) году.

Собор посвящен Богородице, ее Рождеству, которое «радость возвестило всей вселенной» –  ведь оно стало началом поворота в истории, сопоставимого с сотворением человека. Фрески Дионисия вполне передают эту радость: изобилием неземного цвета, изысканными фигурами и сюжетами, сложной программой на основе трехъярусной византийской системы храмового декора. Эта система строится по вертикали: купол – своды – стены. Но, одновременно,  и по горизонтали: притвор – стены – алтарь. Или в обратном порядке: алтарь – стены – западная стена с  композицией «Страшный суд». При этом количество сюжетов и фигур таково, что при входе в храм кружится голова …

Можно ли все-таки увидеть росписи в целом? Иначе говоря: существовала ли единая программа именно  для этого храма? Есть ли связь между отдельными сюжетами внутри «вертикали» и «горизонтали» храма? Каково отношение этой росписи к предшествующей традиции (а это – эпоха Андрея Рублева) и к последующему ее развитию?

Постараемся ответить на эти и другие вопросы на лекции 17 апреля.