Современная икона – противоречие в терминах или прорыв?

Начало ХХ века в России ознаменовалось «вторым рождением» древней иконы. Иконопись нач. ХХ века оказалась либо ее бледным подражанием, либо чуждым ей перепевом западноевропейской религиозной картины.

В период с 1917 до конца 1980-х гг. в  России, теперь уже советской,  новые иконы если и писали, то крайне редко и тайно (за это полагался тюремный срок).   Однако в 1988 году, на первой разрешенной выставке икон, оказалось, что иконопись существует не только в эмиграции, но и в России.

Что в ней главное: продолжение и развитие традиции, копирование, стилизация, духовный и художественный поиск,  идеология, коммерция? Есть ли выдающиеся иконописцы, и если да – чем они «выдаются»? Может ли икона считаться современной, если она написана под XIX, XV, XII, VI, III век? А если современная икона отличается от древних – икона ли это?

Нужны ли вообще сейчас новые иконы?

Попытаемся вместе поискать ответы на эти вопросы.