Творение и эволюция. Лекция 2. Творческая эволюция Тейяра де Шардена — монаха-ученого-богослова

Тейяр де Шарден (1881-1955) - создатель целостного, самобытного мировоззрения, которое можно назвать научно-богословской (христианской) эволюционной феноменологией.

Как точнее определить, кем был этот человек? Богослов и философ, мистик и апологет, монах-иезуит и ученый-антрополог с мировым именем, священник и христианский эволюционист. А еще –  «пророк будущего», «апостол христианского эволюционизма», «новый Фома Аквинский», «пророк ноосферы»… Это тоже о нем. Без сомнения, Шарден – один из наиболее глубоких, самобытных мыслителей ХХ столетия, признанный его единоверцами, представителями католической теологии, «наиболее значительным христианским богословом со времен святого апостола Павла». Однако нельзя умолчать о том, что при жизни Шардена его работы были запрещены генералами Ордена Иисуса к публикации, а сам он был вынужден жить вдалеке от Франции, по сути будучи обречен на  изгнанничество.

Знакомство с научно-богословским наследием Шардена показывает, что в недрах синтетического подхода кроются не только возможности, позволяющие снять противоречия между наукой и религией, но и содержится мощный эвристический потенциал для научного поиска.  При этом «ни в какой области, ни по какому пункту наука и Откровение не покушаются на права друг друга — не дублируют своих занятий», - писал он в одном из эссе. Их отношения Шарден определил  как «одновременно дополняющие и динамические».

Формирование личности любого человека во многом остается тайной. Однако знакомство с крупной, уникальной личностью дает всем нам пищу для духовного возрастания. Попытаемся прочертить траекторию мировоззренческой эволюции П.Т. де Шардена в контексте событий его жизни, а также познакомиться с его вкладом в христианский эволюционизм и христианское богословие.

В дальнейших лекциях цикла будут рассматриваться следующие темы:

3. Библейская картина творения и эволюционная биология. Сопоставление парадигм (11 марта).
4. Человек разумный и «другие люди» на Земле. Научный и теологический анализ открытий палеогенетики последнего десятилетия (25 марта).