«Творение и эволюция: «яблоко раздора» между теологами и биологами». Лекция 1. Чарлз Дарвин – знакомый незнакомец. Всё ли мы знаем о нём?

Личность Чарльза Дарвина, при всей его известности, окружена ореолом стойких мифов, а созданная им теория эволюции – упрощенными и откровенно вульгарными интерпретациями.

В память многих со школьных времен накрепко впечаталось представление о нем как об ученом, чья теория  непреложно доказала, что многообразие видов живых организмов возникло самопроизвольно. Тем самым Бог как Первопричина бытия, казалось, был изгнан из мироздания. Одни стали почитать это величайшей заслугой Дарвина, другие – тяжелейшим грехом. Ректор Московского университета А.А.Тихомиров в статье “Вина науки” писал: «В лице дарвинизма наука подняла орудие против христианства – и в этом его тягчайшая вина». Прошло  более 150 лет со дня публикации его «Происхождения видов»,  но и сегодня споры о Дарвине и дарвинизме не утихают.

Неизбежен вопрос о степени личной ответственности Дарвина за то, что созданная им теория эволюции на основе естественного отбора стала восприниматься как орудие против христианства.

Ответ следует искать не только в самой теории эволюции, но и в тайнах личности ее создателя. Был ли Дарвин религиозен? Утратил ли личную веру? Присоединился ли к сообществу богоборцев? Отрекся ли от своей теории на смертном одре? Таков круг вопросов, без ответа на которые невозможно корректно интерпретировать его научное наследие.

 

О цикле лекций:

Утверждение о многовековой борьбе между прогрессивной наукой и реакционной, консервативной религией – тот стереотип, от которого следует давно отказаться. Это мнение в значительной мере основано на негативном историческом опыте взаимодействия науки и религии, выразившемся, в частности, в гонениях на некоторых ученых со стороны Церкви.

Однако человек издавна стремился познать, разъяснить самому себе мир –  творение Божие. Может ли быть согласована –  без упрощений и сущностных потерь –  теория эволюции  живой природы с учением о творении мира Богом, теория антропогенеза  с христианской антропологией?

Б.Паскаль с афористичной точностью сформулировал ответ: «Сознавая беспредельность познаваемой нами природы, мы поймем, что  она запечатлела Образ Своего Творца». Отсюда следует, что исследование биогенеза, антропогенеза  –  это выражение нашего опыта богопознания.

А нужен ли подобный научно-богословский «альянс» или стороны могут успешно продолжать существование друг без друга, соблюдая дипломатический нейтралитет? Думается, что христианское учение о творении и концепция эволюции природы и человека должны перестать быть «яблоком раздора» между наукой и богословием. Они могут взаимодействовать по принципу дополнительности. В данном цикле выступлений  будет представлен опыт такого продуктивного взаимодействия, основанный, с одной стороны, на научных открытиях последних десятилетий, и, вместе с тем, на теологическом анализе этих достижений.

В дальнейших лекциях цикла будут рассматриваться следующие темы:

2. Творческая эволюция Тейяра де Шардена — монаха-ученого-богослова (26 февраля).

3. Библейская картина творения и эволюционная биология. Сопоставление парадигм (11 марта).

4. Человек разумный и «другие люди» на Земле. Научный и теологический анализ открытий палеогенетики последнего десятилетия (25 марта).