Читаем Упанишады — известные и неизвестные, канонические и поздние

С индологом, преподавателем санскрита и переводчиком «Упанишад веданты, шиваизма и шактизма» Сергеем Лобановым.

Упанишады — важные тексты ведийского канона и самый ранний источник
философии (или даже предфилософии) брахманизма и индуизма. Замыкая
канонический свод ведийских текстов, Упанишады известны как «завершение Вед» («веданта») и их «раздел знания» («джняна-канда»). Наряду с «Брахма-сутрами» и «Бхагавадгитой» Упанишады образуют т.н. прастханатраю — тречхастную группу основополагающих текстов ортодоксальных школ индуистской религиозно-философской традиции, относящих себя к веданте. Наряду с древними ведийскими и несколько более поздними, но также тематически им близкими упанишадами веданты существуют также упанишады санньясы (связаны с аскетическими практиками и отречённым образом жизни), йоги, «сектантские» упанишады вишнуизма, шиваизма и шактизма, поздние неканонические и даже «искусственные» упанишады (например, «Алла упанишада», написанная по приказу Акбара, императора из династии Великих Моголов, или «Аравинда упанишада» авторства выдающегося индийского философа ХХ в. Шри Ауробиндо).