Великие философы Индии: Бхартрихари и философия языка

Может ли грамматика быть философией? Многие скажут, что это совершенно разные дисциплины. Но в Индии существует философская школа, известная как "школа грамматистов" (вьякарана-даршана).

 

Грамматику, в частности, отличает подход к языку как к целому, в отличие от позиции философии мимансы и ряда остальных. Сплав грамматики и философии породил интереснейшую школу мысли — систему лингвистического недуализма (шабда-адвайта).

Одним из самых ярких её представителей был Бхартрихари (5 в.), поэт, мыслитель и грамматист, автор трактата "Вакьяпадия" (“О предложении и слове”). Бхартрихари создал также комментарий к "Махабхашье" грамматиста Патанджали—“Махабхашья дипика” (“Освещение великого комментария”). Его же авторству традиция приписывает цикл назидательных поэм "Шатака-траям" (“Три сотни”) о любви, праведном поведении и отрешении. И грамматические труды, и поэзия Бхартрихари оказали огромное влияние на соответствующие области индийской культуры.

Биография философа окутана легендами. Выходец из семьи брахмана, он некоторое время жил при дворе царя Валабхи (совр. штат Гуджарат) Майтраки, где прославился утонченным вкусом к чувственным удовольствиям. Испытывая сильную тягу к духовной жизни, он многократно пытался отказаться от мирских утех и стал, наконец, йогом, проведя остаток жизни в пещере под Удджайном. Легенды также сообщают, что он некоторое время метался между буддизмом и брахманизмом, пока не сделал окончательный выбор в пользу последнего.

С жизнеописанием Бхартрихари и наиболее яркими идеями его произведений Вас ознакомит Сергей Лобанов — индолог, философ и религиовед, преподаватель СФИ и ГАУГН, специализирующийся на изучении индийских религий, философии и культуры, член Международной научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ), преподаватель санскрита в Центре индийской культуры имени Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве.