Великие философы Индии : Шанкара и классическая адвайта-веданта

Без имени Шанкары (VIII—IX вв.) невозможно представить классическую индийскую философию и религиозную ортодоксию индуизма.

Шанкара (Ади Шанкара, Шанкарачарья) — великий индийский мыслитель, ведущий представитель философской школы веданты, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт.

На основе традиции, идущей от Упанишад, и поучений предшественников (в частности, "Брахма-сутр" Бадараяны) он создал последовательную монистическую философскую систему — адвайта-веданту, надолго ставшую мэйнстримом ортодоксального брахманского индуизма и наиболее популярной религиозной философией индусской элиты.

Шанкара прожил недолгую (немногим более 30 лет), но весьма яркую жизнь, оказав огромное влияние на духовную жизнь современной ему Индии и последующих веков. Традиционные описания жизни Шанкары в основном изобилуют рассказами о чудесных событиях. Ещё в юном возрасте он приступил к изучению Вед, показав поразительные способности и вскоре превзошёл в учёности своих учителей. Став монашествующим аскетом (санньясином), Шанкара встретил Говинду, ученика Гаудапады, и с его помощью постиг основы учения недвойственности (адвайты), затем написал множестство шиваитских и вишнуитских гимнов, создал ряд философских трактатов и комментариев (одним из первых — комментарий к «Брихадараньяка-упанишаде»).


По благословению своего учителя, Шанкара за четыре года написал комментарии ко всем произведениям «тройного канона» веданты: к «Брахма-сутрам» Бадараяны, «Бхагавад-гите» и основным Упанишадам. Обойдя пешком в сопровождении учеников немалую часть Индии, Шанкара провёл немало диспутов и приобрёл новых приверженцев. В последние годы своей жизни Шанкара странствовал по Индии и организовал ряд монастырей (матхов), пять из которых действуют и поныне, а их главы носят титул "шанкарачарья". Умер он на 33 году жизни в окружении многочисленных учеников и приверженцев. Ряд мест претендуют на место его захоронения (Канчи, Кедарнатх), но предание гласит о его божественном преображении (дематериализации в радужное тело) на горе Кайлас в Гималаях.

Адвайта Шанкары утверждает Абсолют (Брахман) началом и единством сущего, а многообразие мира объясняет проявлением особой «неописуемой» энергии (майи), которую обыденное сознание, в силу омрачённости и неведения (авидьи), воспринимает как разрозненные объекты, хотя в действительности между ними и Брахманом нет никакого отличия. Учение Шанкары исходит из традиционных для индуизма текстов: Вед, Упанишад, «Бхагавад-гиты» и «Брахма-сутр». Нередко исходящие от его оппонентов обвинения Шанкары в «замаскированном буддизме», по мнению большинства учёных, являются упрощением и огрублением реального взаимоотношения обоих учений. Шанкара яростно критиковал буддизм во всех его вариантах и развивал всю свою систему на учении Упанишад и «Брахма-сутр» безотносительно к буддизму». Целый ряд индологов считает адвайта-веданту Шанкары естественной, логичной и наиболее точной трактовкой Упанишад.

С жизнеописанием Шанкары и наиболее яркими идеями основных его произведений Вас ознакомит Сергей Лобанов — индолог, философ и религиовед, преподаватель СФИ и ГАУГН, специализирующийся на изучении индийских религий, философии и культуры, член Международной научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ), преподаватель санскрита в Культурном центре при Посольстве Индии в Москве.