Великие философы Индии : Вачаспати Мишра и школа бхамати в адвайта-веданте

Лекция продолжает тему развития адвайта-веданты после Шанкары. На этот раз речь пойдёт о выдающемся философе-энциклопедисте, Вачаспати Мишре.

Этот философ написал восемь трудов в традициях всех основных классических брахманистских систем мысли (за исключением только вайшешики). В веданте он знаменит своим комментарием «Бхамати» к основному труду Шанкары «Брахма-сутра-бхашья» (комментарий к «Брахма-сутрам»).

Вачаспати Мишра — брахман из Северной Индии (Митхила, современный штат Бихар), учился у одного из четверых «столпов ньяи» — Трилочаны. Вачаспати Мишра указал датировку одного из своих сочинений («Индекс ньяи», содержавший список аутентичных «Ньяя-сутр»), но неизвестно, по какой именно из принятых в Индии систем летоисчисления, поэтому одни учёные относят его деятельность к 9 в., другие — к 10 в. В ньяе помимо индекса ему же принадлежит комментарий к субкомментарию Уддйотакары на «Ньяя-сутры» — «Ньяя-варттика-татпарьятика», где он отражает нападки буддиста Дхармакирти и его последователей на Уддйотакару и подвергает критике буддийские теории восприятия, радикальное различение «ощущения» и «понятия», номиналистическое учение апохавады.

Вачаспати Мишра формулирует концепцию внешнего критерия истины, которая не самодостоверна, но основывается на умозаключении, подтверждаемом, в свою очередь, успешной практикой. В контексте философии мимансы Вачаспати Мишра написал комментарии к трактатам Мандана Мишры и собственный трактат «Таттва-бинду». В йоге ему принадлежал детальнейший комментарий к «Йога-сутра-бхашье» Вьясы – «Таттва-вайшаради». Вачаспати написал также самый системный из комментариев к «Санкхья-карике» –«Таттва-каумуди», уделив специальное внимание обоснованию возможности контакта духовного начала (Пуруши) и интеллекта (буддхи) и сформулировав эпистемологическую доктрину классической санкхьи.

В адвайта-веданте философ различал два мировых незнания (авидья): субъективное и всеобщее, «корневое» (мула-авидья), но считал, в отличие от других течений адвайты, что его основой являются скорее индивидуальные души, чем Брахман.

Главные идеи:
Брахман — единственная реальность, миропроявление — всего лишь видимость. Брахман — это содержание или объект неведения (авидьи), а ограниченная душа (джива) — это её местопребывание. Длительная медитация (прасанкхьяна) ведёт к непосредственному постижению Атмана.

Вачаспати Мишра продолжил и развил направление мысли, начатое ещё Манданой Мишрой, которое стало известно как школа бхамати (буквально «блистающая»). Вместе со школой виварана, основанной Сурешварой,  школа бхамати представляет важнейшие школы постшанкаровской адвайта-веданты. В своём изложении адвайты Вачаспати Мишра обращается прежде всего к трактату Манданы Мишры «Брахма-сиддхи», разъясняя тёмные места в трудах предшественника.

Вачаспати Мишра сходится с Шанкарой в том, что неведение разрушается знанием. Исполнение подобающих обрядов очищает интеллект и пробуждает в человеке желание познать истину. Однако само по себе исполнение обрядов не ведёт к освобождению. Ум должен быть подготовлен к тому, чтобы воспринять истину. Изучение текстов веданты помогает продвигаться в этом направлении.

Хотя все последователи Шанкары считали, что постоянная практика «слушания», «размышления» и «усердного созерцания» необходима лишь до тех пор, пока искатель истины не утвердится в осознании смысла речения «То ты еси» (Тат твам аси), значительность каждого из этих методов понималась ими различно. В частности, мнения последователей Шанкары существенно расходились по вопросу о той роли, которую играет «слушание» как средство познания Брахмана. По мысли Вачаспати, сама природа любого высказывания способна породить только опосредованное знание. Поэтому и знание, порождаемое «слушанием» великих речений упанишад и размышлением над ними, является лишь опосредованным. Оно, конечно, способно устранить неведение относительно существования, природы и средств постижения Брахмана, но оно не может привести к непосредственному познанию Брахмана. Опосредованное знание Брахмана служит косвенным средством к непосредственному знанию о нём, достигаемому медитацией. У Вачаспати Мишры ум является главным инструментом познания Брахмана. Знание становится непосредственным благодаря уму. Поэтому только ум является инструментом, с помощью которого возникает прямое знание Брахмана, окончательно реализуемое благодаря постоянной медитации на значение великих речений упанишад, которая устраняет все сомнения и выявляет тождество между «То» и «я».

С жизнеописанием Вачаспати Мишры и наиболее яркими идеями его философских рассуждений Вас ознакомит Сергей Лобанов.